12.07.2016
«Минводы Wellness Park». Звучит заманчиво, не правда ли? Это новый туристический проект, который появится на Кавминводах – огромный, в 200 гектаров, город-солнце с отелями, пляжами, аквапарками… Когда это великолепие построят и сколько оно будет стоить, пока неизвестно.
Красивый проект (точнее, его наброски) презентовали на форуме Ростуризма в Пятигорске на прошлой неделе. Других ярких презентаций здесь, увы, не было. Но форум, пожалуй, лишь выиграл: специалисты, съехавшиеся со всей страны, плодотворно поговорили о наболевших проблемах. А это кадровый голод в отрасли, дороговизна авиабилетов, постоянная «ломка» законодательства и многое другое. Итог печален – российский турист мчит в Турцию.
Кластеры плодят для снобов
Слово «кластер» за последние годы стало в русском языке паразитом. Так называют, похоже, все что ни попадя – в любой отрасли народного хозяйства. Но особенно много кластеров «развелось» в туризме. На эту мысль навел форум Ростуризма «Приоритетные направления деятельности регионов в сфере развития внутреннего туризма» в Пятигорске, на котором автор этих строк побывал на минувшей неделе. Зал конференц-отеля «Бештау» был переполнен – слушателей собралось явно более двухсот, многие стояли на галерке, не найдя сидячего места. Сюда пригласили директоров гостиниц и турфирм, муниципальных чиновников со всего Северного Кавказа, отвечающих за развитие туризма. Кстати, после обеда, когда VIP-гости уехали, вместе с ними покинули зал три четверти слушателей. Хотя вместо дежурных докладов чиновников здесь обсуждали животрепещущие для отрасли вопросы.
Самым статусным экспертом был замглавы Ростуризма Николай Королев, который обильно сыпал словом «кластер». Не по своей воле, правда, а цитируя разнообразные ведомственные документы по развитию туризма. Итак, в недавно принятой новой редакции госпрограммы «Развитие внутреннего и въездного туризма» говорится, что на Северном Кавказе должно быть пять кластеров: в Дагестане – «Золотые дюны» и «Золотые пески», в Чечне – «Кезеной-Ам», в Кабардино-Балкарии – «Зарагиж», в Ингушетии – «Ингушетия», а на Ставрополье – «Эко-курорт «Кавминводы».
Что будут из себя представлять эти кластеры, уверен, было бы интересно узнать не только туристам или журналистам, но и специалистам в отрасли. Увы, конкретики не прозвучало. Уже после форума попытался выяснить это самостоятельно. На сайте Ростуризма информации минимум. То же самое с сайтами профильных «туристических» министерств в республиках Северного Кавказа. Удалось узнать лишь, что Всесезонный туристический кластер «Ингушетия» должен быть построен к 2018 году, стоит он 1,4 млрд рублей и будет включать конноспортивный комплекс «Магас», центр активного и экстремального отдыха «Мужичи» и некий «комплекс туристических развлекательных объектов» (аквапарк, торгово-развлекательные комплексы).
В Кабардино-Балкарии также приступали к созданию кластера «Атажукинский сад» в курортном пригороде Нальчика – Долинске, но теперь о нем никаких упоминаний.
Удивил и Дагестан. Здесь тоже в разные годы уже была анонсирована масса разно всяких кластеров – винодельческий кластер в Дербенте, горнолыжный кластер «Матлас» в Хунзахском районе, Каспийский прибрежный кластер Ни один не состоялся. Так состоятся ли нынешние?! Особенно учитывая такое снобистское отношение их создателей к главному человеку – потребителю услуг, туристу.
Кавминводы: красиво было на бумаге…
Единственное внятное выступление на форуме прозвучало от Ставрополья. Это, кстати, единственный регион Северного Кавказа, где нет профильного министерства курортов и туризма. Занимается отраслью чиновник в ранге замминистра культуры (до 2014 года – замминистра экономики) Юлия Косарева. И все это притом, что, как заявила в своем докладе Косарева, Ставрополье лидирует среди всех регионов страны по объемам оказания санаторно-курортных услуг (16,8% рынка). Далее идут Краснодарский край (12%) и Московская область (7,9%).
Турпоток на Ставрополье стабильно растет: в 2013 году в регион приехали 1145 тысяч отдыхающих (из них на Кавминводы – 836 тысяч, или 73%), в 2014 году, соответственно, 1218 и 879 тысяч, а в прошлом году – 1299 и 931 тысячи. Причем, как видно, доля туристов, посещающих Кавминводы, снижается: значит, появляются и новые, привлекающие внимание дестинации. Но все равно именно развитию КМВ уделяется основное внимание Ростуризма и правительства Ставрополья, для чего создан проект кластера «Эко-курорт «Кавминвод».
Впрочем, из долгого и обстоятельного доклада Косаревой так и не удалось понять, что же конкретно будет включать этот самый кластер (не стоит, кстати, путать его с медкластером стоимостью 162 млрд рублей, который Минкавказа строит в Минводах).
Упомянула Юлия Косарева только о трех объектах. Первый – это недавно открывшийся после обновления санаторий «Источник» в курортной зоне Ессентуков. Принадлежит он частному лицу, бывшему депутату парламента Азербайджана Асабилу Гасымову. Однако, по словам замминистра, правительство края оказывало господдержку его инвестпроекту.
Второй объект – это санаторий «Машук Аква-Терм», построенный еще в 2003 году. Недавно после реконструкции здесь открылся новый корпус (деньги вкладывал частный инвестор – бизнесмен из Екатеринбурга Алексей Бобров). А за счет бюджета была проложена автомобильная дорога, сейчас строится водовод. Кстати, после совещания Николай Королев вместе с региональными министрами укатили именно в железноводский «Машук» на закрытое совещание.
Наконец, третий объект – это «Минводы Wellness Park», который будет построен близ горы Змейка в Минераловодском городском округе. Здесь на площади 200 гектаров, по словам Косаревой, разместятся санатории, гостиницы, парк развлечений. Из бюджета будет выделено 4 млрд рублей, чтобы обеспечить инвестплощадку коммуникациями и подъездной дорогой.
После выступления корреспондент КАВПОЛИТа задал замминистра вопрос о статусе, форме управления и объемах частных вложений в «Минводы Wellness Park». И никакой конкретики так и не узнал. Видимо, проект еще весьма далек от реальных очертаний…
Эхо карельской трагедии
Много на туристическом форуме вспоминали о недавней трагедии на Сямозере, где погибли 14 детей, поехавших отдыхать в оздоровительный лагерь. Сейчас этот лагерь закрыт по требованию прокуратуры, в его деятельности нашли множество нарушений. Заместитель директора «Мосгордума» Андрей Авдеев уверен, что при желании такие же нарушения можно отыскать в работе многих других детских лагерей.
К этому, считает эксперт, подталкивает несовершенство самой бюрократической системы: контракты на организованный отдых детей заключаются лишь на год, и у собственников лагерей и баз нет возможности вкладываться в модернизацию на более долгий срок. Вдруг в следующем году контракт не выиграет. Экономят буквально на всем, включая страховку: доходит до того, говорит Авдеев, что страховое покрытие по контракту порой включает лишь 4-5 рублей в сутки.
Огромная проблема и с кадрами: например, закон вообще не предусматривает для вожатого наличия никакой специальной подготовки. Просто чтобы было полное среднее образование (то есть аттестат зрелости). Цинично прозвучит, но те, кто набирал на работу вожатых, которые затем позволили утонуть детей на Сямозере, закон не нарушили. Более того, в законе нет даже четких квалификационных критериев для таких профессий как «инструктор по туризму» или «детский инструктор». Бери любого с улицы!
По словам Андрея Авдеева, проблемы с безопасностью детей на отдыхе начинаются еще за воротами лагеря. Остро не хватает самолетов, чтобы доставлять детей по популярным направлениям. Доходит до того, что дети, скажем, из Республики Тыва вынуждены добираться на летний отдых в Крым… на поезде (это, между прочим, четыре дня, а в группах есть и дети-инвалиды). Плюс к тому необычайно дороги билеты на «новые российские» курорты, напомнил Авдеев: долететь из Москвы в Ялту вдвое дороже, чем в Грецию. Проблема это государственного уровня, и решать ее должен Минтранс и Ростуризм, а не отдельные туристические компании.
Пандус для подкаблучников
Впрочем, обвинять чиновников в том, что они сидят недвижимо, не стоило бы. Хоть что-то полезное Ростуризм делает: например, сейчас в стране вводится система обязательной классификации мест размещения (гостиниц, пансионатов, хостелов), а также пляжей и горнолыжных трасс. Все они должны иметь «звезды» к 1 января 2018 года. А те отели, что расположены в регионах проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, – уже сейчас.
Информация об официально присвоенных «звездах» есть на портале «Классификация-туризм.рф». Сегодня там 5972 объекта, в том числе лишь 23 отеля – из Северного Кавказа (нет ни одного из Ингушетии, Чечни и Северной Осетии). Зато прошли аккредитацию и 19 пляжей Краснодарского края, а также все 26 горнолыжных трасс курорта «Роза Хутор». Почему еще не приглашали экспертов по «звездам» на Архыз и Эльбрус – загадка. Ведь это стимул, чтобы сделать туристический сервис лучше.
Эксперт по классификации из Санкт-Петербурга Лилия Биткулова рассказала о полезных для любого путешественника новшествах, которые появились в недавно вступивших в силу «Правилах оказания гостиничных услуг». В частности, теперь к привычным категориям номеров добавилась еще одна – junior suit.
Для любого отеля, претендующего хотя бы на одну «звезду», обязательным становится наличие Wi-Fi в публичном пространстве и номерах (пусть даже платного), трансляция телеканалов об истории и культуре России, а также сервис для инвалидов (например, специальная парковка, туалеты с поручнями, широкие двери лифта, пандусы).
Как подчеркнула Лилия Биткулова, этими благами зачастую пользуются даже не сами инвалиды, а широкий круг клиентов: скажем, по пандусам поднимаются дамы на высоких каблуках. И раз теперь это обязательное требование для отельеров, можно только похвалить российское правительство. Ей-богу, цивилизованной Европой становимся…
Антон Чаблин
политолог, журналист
Комментарии
Пока нет комментариев